Аудиторская консультационная группа “АКЦЕНТ”
220012, г.Минск, ул.Сурганова 24 литера 6/К, к.406В
+375 (44) 733-92-84 +375 (29) 668-77-60 (GSM) |
|
Заказать услуги |
ИП ввоз из РФ |
Индивидуальный предприниматель (резидент РБ) привозит в Беларусь автозапчасти и реализует их в розницу без торгового объекта. Какими документами он должен подтвердить поступление и реализацию товаров? Нужны ли документы на поступление товаров при работе по упрощенной системе налогообложения без НДС? Поскольку, если исходить из формулировки вопроса, перевозка осуществляется из-за пределов Республики Беларусь автомобильным транспортом без таможенного оформления, то в таком случае следует иметь в наличии надлежаще оформленные документы, подтверждающие приобретение товаров, и товаросопроводительные документы, в частности, в необходимых случаях - международную товарно-транспортную накладную «CMR»; товарно-транспортную накладную формы ТТН-1. Это обусловлено требованиями законодательства. Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11 утверждена Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR" (далее - Инструкция № 11), которая определяет порядок оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR" (далее - CMR-накладная) при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь. Инструкцией о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58, определено, что накладная ТТН-1 применяется, в частности, индивидуальными предпринимателями для принятия к учету у грузополучателя. Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются к учету на основании транспортных документов, выписанных грузоотправителем. Требования о наличии у индивидуального предпринимателя (ИП) документов, подтверждающих приобретение и перемещение товаров, не зависят от применения ИП специального режима налогообложения (налог при упрощенной системе налогообложения (УСН)), при котором расходы на приобретение не влияют на величину налоговой базы, поскольку такие документы свидетельствуют о легальности совершенной хозяйственной операции. При отсутствии таких документов возникает состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Санкция по рассматриваемой норме предусматривает наложение штрафа в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), или без конфискации. На данное обстоятельство обращается внимание в разъяснении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 февраля 2016 г. № 7-2-14/151 «По вопросу применения документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации» (далее – разъяснение МНС). В частности, в разъяснении МНС указывается, что под документами, подтверждающими приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, отсутствие либо несоответствие действительности которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, для индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на территории Евразийского экономического союза за наличный расчет, будут являться в совокупности два вида документов: первичные учетные документы, предусмотренные законодательством; кассовые (товарные) чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие оплату товаров. Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции. Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции. При поступлении товаров непосредственно в место их реализации (торговое место, предоставленное индивидуальному предпринимателю рынком, торговый объект (торгового центра)) либо в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) реализация и хранение товаров в указанных местах осуществляются на основании документов, подтверждающих их приобретение, выписанных грузоотправителем-продавцом. При поступлении товаров непосредственно в место их хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) отпуск товаров в место их реализации - торговое место, торговый объект оформляется накладной формы ТТН-1 (если товары до места реализации перемещаются автомобильным транспортом) либо накладной формы ТН-2 (если товары перемещаются без участия транспорта). Если индивидуальным предпринимателем товары перемещаются из одного торгового места (торгового объекта) в другое в пределах объекта (торговый центр, рынок (далее - объект)), имеющего один адрес (включая перемещение товара в арендуемую предпринимателем камеру хранения товаров, расположенную в этом же объекте), дополнительно оформлять накладные формы ТТН-1 или формы ТН-2 на перемещение товаров не требуется. В этом случае перемещение товаров по территории рынка (торгового центра) и их хранение в камере хранения (при условии, что места реализации и хранения товаров расположены в одном объекте) осуществляются на основании документов, подтверждающих поступление товаров на торговое место, в торговый объект, т.е. на основании документов, выписанных грузоотправителем-продавцом, либо на основании накладных формы ТТН-1 или формы ТН-2, оформленных индивидуальным предпринимателем при отпуске товаров в адрес объекта, где находятся торговые места.
Евгений Герштейн, заместитель директора ООО «Акцентаудит-М» Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;} |
Аудиторская консультационная группа “АКЦЕНТ”
ООО “АКЦЕНТАУДИТ-М”
220012, г.Минск, ул.Сурганова 24 литера 6/К, к.406В
Карта сайта | Консалтинг | Аудиторские услуги |
+375 (29) 668-77-60
+375 (44) 733-92-84