Аудиторская консультационная группа “АКЦЕНТ”
220012, г.Минск, ул.Сурганова 24 литера 6/К, к.406В
+375 (44) 733-92-84 +375 (29) 668-77-60 (GSM) |
|
Заказать услуги |
затраты на рекламу |
Снова о рекламе Вопросы формирования затрат в условиях применения в НК вроде решены: разрешено то, что соответствует ст.130, запрещено то, что определено ст.131 Налогового кодекса Республики Беларусь. Однако в жизни все бывает сложнее, особенно в отношении, назовем так, «пограничных» затрат – например, реклама. В этом случае на первый план зачастую выходит профессиональное суждение и осторожность бухгалтера, аудитора, другого специалиста, или в конечном итоге – мнение специалиста налогового органа.Какие факторы признания либо, наоборот, тех или иных расходов рекламными, по нашему мнению, можно выделить для целей налогообложения? Правовые нормыИз Закона Республики Беларусь «О рекламе» (далее – Закон о рекламе)Статья 2. Основные термины, применяемые в настоящем Законе, и их определения.…реклама - информация об объекте рекламирования, распространяемая в любой форме с помощью любых средств, направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и (или) его продвижение на рынке;рекламная деятельность - деятельность организации или гражданина по выполнению работ по проектированию, производству рекламы и (или) оказанию услуг по ее размещению (распространению). Из Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК)Статья 130. Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении1. Затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее в настоящей главе - затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)), представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете. Статья 131. Затраты, не учитываемые при налогообложении1. При налогообложении не учитываются …:1.7-1. расходы на питание, организацию досуга, отдыха, в том числе при проведении рекламных акций, конференций, семинаров, переговоров, учебы и других аналогичных мероприятий. В некоторых публикациях обращается внимание на то, что не является рекламой (см. КонсультантПлюс, «Путеводитель по налогам. Практическое пособие по налогу на прибыль. 2016»).Например, указывается на то, что при решении вопроса: являются ли понесенные затраты рекламными, следует учитывать положения п. 2 ст. 1 Закона о рекламе, где установлено, что Закон о рекламе не распространяется, в частности, на информацию, обязанность по производству и (или) размещению (распространению) которой возложена на организации или граждан законодательством, если иное не предусмотрено Законом о рекламе (абз. 3 п. 2 ст. 1 Закона о рекламе).Поэтому можно говорить о том, что затраты организации на вышеуказанные цели не являются расходами на рекламу (хотя и могут признаваться расходами, учитываемыми в целях налогообложения прибыли, по другим основаниям).В частности, п. 1 и 3 ст. 8 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З "О защите прав потребителей" установлена обязанность изготовителя (продавца, исполнителя) довести до сведения потребителя наименование (фирменное наименование) своей организации, место ее нахождения и режим работы. Указанная информация должна быть размещена на вывеске или доведена до сведения потребителя другим доступным способом, принятым в торговом, бытовом и иных видах обслуживания потребителей.И конечно, нелишне будет всегда учитывать, что осуществление рекламных, равно как и любых иных расходов должно быть подтверждено и оформлено первичными учетными документами, отвечающими требованиям статьи 10 Закона Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее – Закон о бухгалтерском учете).Таким образом, применительно к учету для целей налогообложения, определенно не могут быть признаны «налоговыми» рекламными затратами расходы:- не отвечающие содержанию терминов «реклама», «рекламная деятельность», приведенных в статье 1 Закона о рекламе;- указанные в п.2 статьи 1 Закона о рекламе;- противоречащие критериям, установленным в п.1 статьи 130 НК;- подпадающие под норму подп.1.7-1 статьи 131 НК;- не оформленные документально, в соответствии с требованиями статьи 10 Закона о бухгалтерском учете.К сожалению, Закон о рекламе не устанавливает понятие «косвенная реклама», наличие и определение которого, на наш взгляд, существенно способствовало бы существенно большей определенности при отнесении расходов к «налоговым затратам».Нет конкретного содержания «косвенности» рекламы и в некоторых международных актах. Например, в ст. 1 Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения "По борьбе против табака" (заключена в г. Женеве 21.05.2003), установлено, что реклама и стимулирование продажи табака означает любой вид передачи коммерческой информации, рекомендации или действия с целью, результатом или вероятным результатом стимулирования продажи табачного изделия или употребления табака, прямо или косвенно, но и только. В любом случае, по нашему мнению, для целей налогообложения целесообразно опять-таки отталкиваться, в первую очередь, от приведенных выше критериев «нет» и затем - исходить из смыслового содержания и целевой направленности расходов. Евгений Герштейн, заместитель директора ООО «Акцентаудит-М» |
Аудиторская консультационная группа “АКЦЕНТ”
ООО “АКЦЕНТАУДИТ-М”
220012, г.Минск, ул.Сурганова 24 литера 6/К, к.406В
Карта сайта | Консалтинг | Аудиторские услуги |
+375 (29) 668-77-60
+375 (44) 733-92-84