Akcent_logo
  • Аудиторская консультационная группа “АКЦЕНТ”

    220007, г.Минск, ул. Володько 6, к. 34

  • +375 (17) 219-00-54

    +375 (17) 219-00-57

    +375 (17) 219-00-58

    +375 (17) 219-00-62

  • +375 (17) 219-01-22 (ФАКС)

    +375 (29) 668-77-60 (GSM)

    akcent@akcent.by

    Написать письмо

Главная Консультации Вопрос-ответ личный автомобиль - затраты

личный автомобиль - затраты

Печать

Евгений Герштейн

                                                                                              заместитель директора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

 

 

У организации заключен с работником договор об использовании личного автомобиля в служебных целях. Согласно договору, работник, в частности, обязан поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

Вправе ли организация включить в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, расходы на техосмотр, уплату госпошлины, приобретение запасных частей пропорционально пробегу автомобиля в служебных целях?

При оценке возможности отнесения указанных виды расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, по мнению автора, целесообразно исходить, в первую очередь, из наличия либо отсутствия зависимости таких расходов от осуществления производственной (хозяйственной) деятельности организации.

Законодательство не регламентирует формат договоренности использования личного автомобиля работника для нужд организации (в служебных целях), в силу чего такая договоренность может быть определена в отдельном договоре об использовании личного автомобиля в служебных целях.

Исходя из содержания вопроса, в данном случае речь идет об использовании личного автомобиля в рамках трудовых отношений.

По правилу ст.106 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.

Но, исходя из ч.3 ст.7 ТК, работник не лишен права и на иные компенсации в связи эксплуатацией (использованием) личного автомобиля для нужд организации: наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.

Вместе с тем, отнесение таких компенсаций в состав «налоговых» затрат, по мнению автора, должно быть связано с назначением и характером произведенных расходов.

Как известно, согласно п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее в настоящей главе - затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)), представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

В этой связи расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией личного автомобиля в рабочее время, например, в рассматриваемом случае  - приобретение запасных частей, вполне правомерно рассматривать как «налоговые» затраты, сопряженные с производственной деятельностью организации. Соответственно, такие расходы экономически обоснованно относить в состав затрат, учитываемых при налогообложении, пропорционально пробегу автомобиля в служебных целях (иначе – производственному использованию) за отчетный налоговый период.

Иное обстоятельство – расходы «процедурного», производственно-необусловленного характера, то есть оплата таких действий, которые совершались бы независимо от использования автомобиля, а только потому, что он имеется в наличии у физического лица, будь он сотрудник организации либо нет.

Поэтому оплата таких расходов экономически и логически не связана с затратами организации на производство и реализацию товаров (работ, услуг). Это относится, в частности, к указанным в вопросе расходам на прохождение технического осмотра (допуск к участию в дорожном движении).

Положением о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630 (далее – Положение № 630), устанавливается порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним), подлежащих государственной регистрации и государственному учету, и их допуска к участию в дорожном движении.

Согласно п.2 Положения № 630 владелец транспортного средства - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию транспортного средства, принадлежащего ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором;

разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении - документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям ТНПА, а также наличие документов, указанных в пункте 13 настоящего Положения.

В соответствии с п.8 Положения № 630 для проведения гостехосмотра на диагностическую станцию представляется транспортное средство в чистом виде и работнику диагностической станции предъявляются:

водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (далее - водительское удостоверение) собственника (владельца);

свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт);

документ, подтверждающий внесение платы за проведение гостехосмотра.

Статьей 248 НК плательщиками государственной пошлины признаются, в частности, физические лица, которые в том числе обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам.

В соответствии с подп. 1.64 п. 1 ст. 249 НК объектом обложения государственной пошлиной признается выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

С учетом изложенных обстоятельств, расходы водителя - физического лица, использующего личный автомобиль в служебных целях, связанные с проведением технического осмотра и допуском автомобиля к дорожному движению,  обусловлены наличием автомобиля как транспортного средства, но не непосредственно его эксплуатацией в интересах организации, не зависят от воли сторон в использовании автомобиля для служебных целей.

Соответственно, данные расходы, по мнению автора, не подлежат включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

 

                                                                                             

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:8.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:107%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}