Akcent_logo
  • Аудиторская консультационная группа “АКЦЕНТ”

    220007, г.Минск, ул. Володько 6, к. 34

  • +375 (17) 219-00-54

    +375 (17) 219-00-57

    +375 (17) 219-00-58

    +375 (17) 219-00-62

  • +375 (17) 219-01-22 (ФАКС)

    +375 (29) 668-77-60 (GSM)

    akcent@akcent.by

    Написать письмо

Главная Консультации Вопрос-ответ материалы для сайта

материалы для сайта

Печать
Украинский уполномоченный государственный орган осуществляет, в соответствии с законодательством,  санитарную экспертизу продукции, изготовленной белорусским предприятием и поставляемой на территорию Украины.Кто несет обязательства по уплате налога на добавленную стоимость по операции по осуществлению экспертизы? Исходя из норм Налогового кодекса Республики Беларусь – резидент Украины.Согласно пункту 1 статьи 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если, в частности:1.1. работы, услуги непосредственно связаны с недвижимым имуществом, в том числе возводимым (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории Республики Беларусь.Настоящее положение применяется и в отношении сдачи в аренду (финансовую аренду (лизинг)) и внаем недвижимого имущества, услуг экспертов и агентов по оценке недвижимого имущества, а также непосредственно связанных с недвижимым имуществом инжиниринговых, дизайнерских услуг, услуг авторского и технического надзора за строительством;1.2. работы, услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории Республики Беларусь, за исключением аренды (финансовой аренды (лизинга)) движимого имущества, включая транспортные средства.Настоящее положение применяется и в отношении воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов;1.3. услуги фактически оказываются на территории Республики Беларусь в сфере культуры, искусства, физической культуры, туризма, отдыха и спорта, обучения (образования), за исключением услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования;1.4. покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь.Положения настоящего подпункта применяются в отношении:получения, поддержания в силе патентов, иных документов, удостоверяющих права на охраняемые государством объекты промышленной собственности, перехода прав на объекты интеллектуальной собственности;реализации (передачи) имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности;оказания аудиторских, консультационных, маркетинговых, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых, рекламных услуг, услуг по обработке информации, представлению информации, дизайнерских услуг (включая услуги по разработке дизайн-макетов), услуг в сфере обучения (образования), при которых получение образования осуществляется в дистанционной форме получения образования, выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических (технологических) работ;1.5. деятельность организации или индивидуального предпринимателя осуществляется на территории Республики Беларусь и (или) местом их нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь и ими выполняются работы, оказываются услуги, реализуются (передаются) имущественные права (за исключением имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности), не предусмотренные подпунктами 1.1 - 1.4 настоящего пункта.Исходя из конструкции и содержания п.1 ст.33 НК, при оказании резидентом Украины и на территории Украины рассматриваемых услуг, местом их реализации следует признать территорию Украины и обязательство по уплате налога на добавленную стоимость несет украинская организация. Белорусское предприятие – поставщик выплатило контрагенту - покупателю, являющемуся резидентом Республики Казахстан и не осуществляющему деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство, неустойку на ненадлежащее (несвоевременное) исполнение условий договора поставки. Каким образом расценивать данную операцию с  точки зрения налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство? Следует исходить из приоритетов международного соглашения с учетом реализации его положений в соответствии с правилами, установленными Налоговым кодексом Республики Беларусь.Согласно статье 146 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), объектом налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (далее в настоящей главе - налог на доходы), признаются, в частности, доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь в виде неустоек (штрафов, пеней) и других видов санкций за нарушение условий договоров.Вместе с тем, на основании статьи 21  Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество, вступившего в силу 10 декабря 1997 г. (далее – Соглашение), виды доходов резидента Договаривающегося Государства независимо от того, где они возникли, которые не рассмотрены в предыдущих статьях настоящего Соглашения, облагаются налогом только в этом Государстве. Таким образом, доходы, не указанные, в частности, в статьях 6-20 Соглашения, и, соответственно, относящиеся к норме статьи 21 Соглашения, подлежат обложению в Республике Казахстан.В целях практической реализации норм международного соглашения следует исходить из положений статьи 151 НК. Так, основанием для неуплаты (неудержания) налога служит наличие подтверждения в соответствии со статьей 151 НК, согласно которому для целей применения положений международных договоров Республики Беларусь по вопросам налогообложения иностранная организация, являющаяся фактическим владельцем дохода, представляет по форме и в порядке, установленным Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, подтверждение того, что она имеет постоянное местонахождение в том иностранном государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения (далее в настоящей статье - подтверждение), которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства.Подтверждение может представляться в налоговый орган как до уплаты налога на доходы, так и после этой уплаты. Подтверждение может быть представлено в виде электронного документа. В этом случае оно направляется в налоговый орган в качестве приложения к налоговой декларации (расчету), если налоговый агент представляет налоговую декларацию (расчет) по налогу на доходы в электронном виде, либо к письму налогового агента, составленному в виде электронного документа.Подтверждение представляется в налоговый орган ежегодно и действительно на протяжении календарного года, в котором оно выдано, если иное не установлено настоящей статьей.Если компетентным органом иностранного государства указан период действия документа, подтверждающего постоянное место нахождения иностранной организации, то подтверждение применяется в течение указанного в нем периода.При наличии в налоговом органе документа, являющегося подтверждением на текущий календарный год постоянного местонахождения иностранной организации в государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, такой документ, выданный без указания конкретного календарного года и заверенный компетентным органом государства постоянного местонахождения иностранной организации в четвертом квартале текущего года, может применяться на последующий календарный год.В случае отсутствия в налоговом органе документа, являющегося подтверждением постоянного местонахождения иностранной организации в государстве, с которым имеется международный договор Республики Беларусь по вопросам налогообложения, выданного на текущий календарный год, и при наличии такого документа, заверенного в четвертом квартале текущего календарного года, он применяется в качестве подтверждения постоянного местонахождения иностранной организации на текущий календарный год либо на период, указанный в нем.При представлении в налоговый орган подтверждения до даты начисления (выплаты) дохода (платежа), в отношении которого международным договором Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены настоящей главой, в отношении такого дохода (платежа) у налогового агента производятся освобождение от удержания и перечисления в бюджет налога на доходы или удержание и перечисление в бюджет налога на доходы по пониженным ставкам, установленным таким международным договором Республики Беларусь.Представление подтверждения в налоговый орган по месту постановки на учет налогового агента является основанием для неудержания налога на доходы или удержания налога на доходы по пониженным ставкам.При непредставлении в налоговый орган подтверждения налог на доходы удерживается и перечисляется в бюджет в установленном порядке.Возврат ранее удержанного (уплаченного) налога на доходы, в отношении которого международными договорами Республики Беларусь по вопросам налогообложения предусмотрены иные положения, чем те, которые установлены настоящей главой, осуществляется налоговым органом по месту постановки на учет налогового агента в белорусских рублях после подачи налоговым агентом заявления о возврате (зачете) налога, подтверждения, а также, если это будет определено в письменном требовании налогового органа, копии договора (или иного документа), в соответствии с которым выплачивался доход (платеж) иностранной организации.С учетом изложенного, принципы Соглашения реализуются на практике во взаимосвязи с вышеприведенным механизмом их применения, установленным НК.                                                                                               Организация общественного питания осуществляет обслуживание предприятия и предъявляет в сопроводительных документах (в частности, ТТН-1) налог на добавленную стоимость (НДС) по расчетной ставке. Правомерно ли такое выделение и последующее предъявление предприятием суммы НДС для возмещения работниками (посетители столовой, обслуживаемой предприятием общепита) в общей стоимости питания? По нашему мнению, следует исходить из следующих норм Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК). В соответствии со статьей 103 «Порядок исчисления налога на добавленную стоимость при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав. Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет» (пункт 9) плательщики, осуществляющие розничную торговлю и общественное питание, могут производить исчисление налога на добавленную стоимость по товарам исходя из налоговой базы и доли суммы налога на добавленную стоимость по товарам, имеющимся в отчетном периоде, в стоимости этих товаров (с учетом всех налогов, сборов (пошлин) и иных обязательных платежей в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, взимаемых при реализации товаров), включая товары, освобожденные от налога на добавленную стоимость. Форма расчета налога на добавленную стоимость исходя из налоговой базы и доли суммы налога на добавленную стоимость при реализации товаров по розничным ценам и порядок его заполнения утверждаются Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь.Статьей 105 «Сумма налога на добавленную стоимость, предъявляемая плательщиком к оплате покупателю товаров (работ, услуг), имущественных прав» (пункт 4) определено, что при реализации товаров (работ, услуг) по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога на добавленную стоимость включается в эти цены (тарифы). При этом на ярлыках товаров и ценниках, выставляемых продавцами, а также на чеках и других выдаваемых покупателю документах соответствующая сумма налога на добавленную стоимость не выделяется.При реализации товаров по розничным ценам плательщики, реализующие товары, по требованию покупателей вправе в документах указывать ставку налога на добавленную стоимость, по которой облагается данный товар, и сумму налога на добавленную стоимость. Плательщики, исчисляющие налог на добавленную стоимость с применением особенностей, установленных пунктом 9 статьи 103 настоящего Кодекса, вправе указывать сумму и ставку налога на добавленную стоимость из расчета, имеющегося на начало текущего месяца. Указанные в документах ставка и сумма налога на добавленную стоимость заверяются печатью или штампом продавца и подписью главного бухгалтера или лица, им уполномоченного.Таким образом, стоимость питания, предъявляемая работникам предприятия, при выполнении требований указанных положений НК, включает и сумму НДС, предъявленную по расчетной ставке.Соответственно, возмещение работниками стоимости питания должно происходить с учетом НДС, выделенного определенным НК образом.При этом полагаем, что данное правило целесообразно отразить в коллективном договоре (при его наличии) и в учетной политике предприятия на соответствующий год.  Каким образом производится распределение налоговых вычетов при оказании рекламных услуг за пределы РБ? Согласно статье 33 Налогового кодекса Республики Беларусь  (НК) местом реализации работ, услуг, имущественных прав признается территория Республики Беларусь, если покупатель (приобретатель) работ, услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности осуществляет деятельность на территории Республики Беларусь и (или) местом его нахождения (местом жительства) является Республика Беларусь (подп.1.4. п 1 статьи 33 НК). Положения настоящего подпункта применяются, в частности,  в отношении  оказания  рекламных услуг.Таким образом, поскольку в приведенной ситуации местом реализации рекламных услуг территория Республики Беларусь не  является, то следует исходить из следующего.Согласно п. 24 ст. 107 НК при определении удельного веса, принимаемого для распределения налоговых вычетов, в сумму оборота включаются операции по реализации товаров, местом реализации которых не признается территория Республики Беларусь, если по таким операциям плательщиком не произведено исчисление налога на добавленную стоимость в бюджет Республики Беларусь. Следовательно, обороты по реализации работ, услуг, имущественных прав, местом реализации которых не является территория Республики Беларусь, не участвуют в распределении налоговых вычетов по удельному весу.Евгений Герштейн,                                                                                              заместитель директора

                                                                                                ООО «Акцентаудит-М"