Akcent_logo
  • Аудиторская консультационная группа “АКЦЕНТ”

    220007, г.Минск, ул. Володько 6, к. 34

  • +375 (17) 219-00-54

    +375 (17) 219-00-57

    +375 (17) 219-00-58

    +375 (17) 219-00-62

  • +375 (17) 219-01-22 (ФАКС)

    +375 (29) 668-77-60 (GSM)

    akcent@akcent.by

    Написать письмо

Главная Консультации Вопрос-ответ

личный автомобиль - затраты

Печать

Евгений Герштейн

                                                                                              заместитель директора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

 

 

У организации заключен с работником договор об использовании личного автомобиля в служебных целях. Согласно договору, работник, в частности, обязан поддерживать автомобиль в исправном состоянии.

Вправе ли организация включить в затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, расходы на техосмотр, уплату госпошлины, приобретение запасных частей пропорционально пробегу автомобиля в служебных целях?

При оценке возможности отнесения указанных виды расходов в состав затрат, учитываемых при налогообложении, по мнению автора, целесообразно исходить, в первую очередь, из наличия либо отсутствия зависимости таких расходов от осуществления производственной (хозяйственной) деятельности организации.

Законодательство не регламентирует формат договоренности использования личного автомобиля работника для нужд организации (в служебных целях), в силу чего такая договоренность может быть определена в отдельном договоре об использовании личного автомобиля в служебных целях.

Исходя из содержания вопроса, в данном случае речь идет об использовании личного автомобиля в рамках трудовых отношений.

По правилу ст.106 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.

Но, исходя из ч.3 ст.7 ТК, работник не лишен права и на иные компенсации в связи эксплуатацией (использованием) личного автомобиля для нужд организации: наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.

Вместе с тем, отнесение таких компенсаций в состав «налоговых» затрат, по мнению автора, должно быть связано с назначением и характером произведенных расходов.

Как известно, согласно п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении (далее в настоящей главе - затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг)), представляют собой стоимостную оценку использованных в процессе производства и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, нематериальных активов, трудовых ресурсов и иных расходов на их производство и реализацию, отражаемых в бухгалтерском учете.

В этой связи расходы, непосредственно связанные с эксплуатацией личного автомобиля в рабочее время, например, в рассматриваемом случае  - приобретение запасных частей, вполне правомерно рассматривать как «налоговые» затраты, сопряженные с производственной деятельностью организации. Соответственно, такие расходы экономически обоснованно относить в состав затрат, учитываемых при налогообложении, пропорционально пробегу автомобиля в служебных целях (иначе – производственному использованию) за отчетный налоговый период.

Иное обстоятельство – расходы «процедурного», производственно-необусловленного характера, то есть оплата таких действий, которые совершались бы независимо от использования автомобиля, а только потому, что он имеется в наличии у физического лица, будь он сотрудник организации либо нет.

Поэтому оплата таких расходов экономически и логически не связана с затратами организации на производство и реализацию товаров (работ, услуг). Это относится, в частности, к указанным в вопросе расходам на прохождение технического осмотра (допуск к участию в дорожном движении).

Положением о порядке проведения государственного технического осмотра транспортных средств и их допуска к участию в дорожном движении, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.04.2008 № 630 (далее – Положение № 630), устанавливается порядок проведения государственного технического осмотра транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним), подлежащих государственной регистрации и государственному учету, и их допуска к участию в дорожном движении.

Согласно п.2 Положения № 630 владелец транспортного средства - юридическое или физическое лицо, осуществляющее эксплуатацию транспортного средства, принадлежащего ему на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством или договором;

разрешение на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении - документ, подтверждающий соответствие транспортного средства требованиям ТНПА, а также наличие документов, указанных в пункте 13 настоящего Положения.

В соответствии с п.8 Положения № 630 для проведения гостехосмотра на диагностическую станцию представляется транспортное средство в чистом виде и работнику диагностической станции предъявляются:

водительское удостоверение на право управления механическим транспортным средством соответствующей категории с талоном к нему (далее - водительское удостоверение) собственника (владельца);

свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт);

документ, подтверждающий внесение платы за проведение гостехосмотра.

Статьей 248 НК плательщиками государственной пошлины признаются, в частности, физические лица, которые в том числе обращаются за совершением юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу отдельных документов, в специально уполномоченные на то государственные органы, иные уполномоченные организации, к должностным лицам.

В соответствии с подп. 1.64 п. 1 ст. 249 НК объектом обложения государственной пошлиной признается выдача разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.

С учетом изложенных обстоятельств, расходы водителя - физического лица, использующего личный автомобиль в служебных целях, связанные с проведением технического осмотра и допуском автомобиля к дорожному движению,  обусловлены наличием автомобиля как транспортного средства, но не непосредственно его эксплуатацией в интересах организации, не зависят от воли сторон в использовании автомобиля для служебных целей.

Соответственно, данные расходы, по мнению автора, не подлежат включению в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

 

                                                                                             

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:8.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:107%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

командировка

Печать

Евгений Герштейн,

                                                                                              заместитель директора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

 

Работник организации командирован в Италию (г. Милан). Маршрут командировки: отъезд из Минска поездом до Вильнюса (Литовская Республика) с прибытием в те же сутки, остановкой на три часа и убытием из Вильнюса самолетом в г. Милан на следующие сутки; обратный вылет утром из Милана с пересадкой в Вильнюсе и прибытием вечером в Минск в те же сутки.

Как оплачиваются суточные за время пребывания в пути?

В данном случае суточные оплачиваются по нормам, установленным для пребывания в Итальянской Республике.

Это следует из оценки, применительно к рассматриваемой ситуации, положений нормативного правового акта в совокупности.

Так, в соответствии с п.22 Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной  постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115), возмещение суточных за время пребывания командированного работника за границей производится в иностранной валюте с включением дня отъезда из Республики Беларусь и дня прибытия в Республику Беларусь по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку.

Днем отъезда (выбытия) из Республики Беларусь считается день отправления (выезда) пассажирского транспорта, которым работник направлен в командировку из Республики Беларусь, а днем прибытия в Республику Беларусь - день приезда указанного транспорта в Республику Беларусь согласно проездным документам. При отправлении транспорта до 24 часов включительно днем отъезда (выбытия) считаются текущие сутки, а с 0 часов и позднее - последующие сутки.

Согласно ч.3 п.22 Инструкции № 115 за время следования по территории Республики Беларусь до дня отъезда из Республики Беларусь либо после дня прибытия в Республику Беларусь суточные за это время выплачиваются в белорусских рублях по нормам, установленным законодательством Республики Беларусь по оплате служебных командировок в пределах Республики Беларусь.

При этом, согласно п.28 Инструкции № 115,  за время остановки в пути следования по территории иностранного государства продолжительностью менее 12 часов (с момента прибытия по расписанию движения пассажирского транспорта в пункт временной остановки), связанной с расписанием движения транспорта (пересадкой), суточные выплачиваются по нормам, установленным для государства, в которое направлен работник в командировку, расходы по найму жилого помещения не возмещаются.

В рассматриваемой ситуации работник выехал из Республики Беларусь в пункт командирования – г. Милан, с остановкой в пути следования на территории иностранного государства (Литовская Республика) менее 12 часов. Следование по территории Республики Беларусь до дня отъезда в командировку (первоначально - в г. Вильнюс) и после дня прибытия из командировки (из г. Вильнюса) не происходило.

Соответственно, в данном случае применяются вышеуказанные положения п.22 Инструкции № 115 и не  применяется норма ч.3 п.22 и п.28 Инструкции № 115, то есть: командирование в г. Милан с выездом по маршруту Минск – Вильнюс – Милан предусматривает оплату суточных по нормам, установленным для пребывания в Итальянской Республике, включая день отъезда из г. Минска.

Таким же образом, но только с включением дня приезда в г. Минск, оплачиваются суточные при возвращении из командировки со следованием по маршруту: Милан – Вильнюс – Минск.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

трудовые отношения

Печать

Евгений Герштейн,

                                                                                              замдиректора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

 

С согласия работника: вопросы трудовых взаимоотношений

 

Работник написал заявление о предоставлении части трудового отпуска (общая продолжительность – 25 календарных дней) согласно графику отпусков сроком 19 календарных дней.

Руководитель отказал в удовлетворении заявления, уведомив о возможности предоставления отпуска не более 14 календарных дней по производственным причинам, с последующим предоставлением части трудового отпуска в иной период календарного года.

Правомерны ли такие действия?

 

В рассматриваемом случае законодательство не предусматривает возможности отказа нанимателя в предоставлении отпуска без согласия работника. Подобные вопросы целесообразно решать по договоренности между нанимателем и работником.

По правилу ст.170 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно).

В исключительных случаях, когда предоставление полного трудового отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальной деятельности организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенос части отпуска на следующий рабочий год.

Оставшаяся часть трудового отпуска не может быть менее четырнадцати календарных дней и предоставляется до окончания текущего рабочего года.

В соответствии со ст. 168 ТК очередность предоставления трудовых отпусков устанавливается для коллектива работников графиком трудовых отпусков, утверждаемым нанимателем, а также согласованным с профсоюзом, если такое согласование предусмотрено коллективным договором. При составлении графика трудовых отпусков наниматель учитывает мнение работника о времени его ухода в отпуск, если это не препятствует нормальной деятельности организации и реализации права на отпуск других работников, а также планирует очередность трудовых отпусков в соответствии с частью четвертой настоящей статьи (прим.автора: в части четвертой – обязанности нанимателя в отношении отдельных категорий работников).

На основании ст. 169 ТК наниматель обязан уведомить работника о времени начала трудового отпуска не позднее чем за 15 календарных дней.

Согласно ч.1 ст. 174 ТК  по договоренности между работником и нанимателем трудовой отпуск может быть разделен на две части, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением. При этом одна часть должна быть не менее 14 календарных дней.

То есть, законодательство о труде предусматривает, с одной стороны, гарантии предоставления трудового отпуска и, в частности, при его включении в график отпусков, с другой – регулирование продолжительности трудового отпуска (одной из его частей) по соглашению между сторонами трудовых отношений.

 

                                                                                             

С работником заключен трудовой контракт срок на один год. Нанимателем предложено продление контракта сроком на пять месяцев. Правомерно ли действие нанимателя?

 

Если на такое предложение нанимателя получено согласие работника, то оно не противоречит законодательству.  

В соответствии с ч.2 ст. 17 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) срочный трудовой договор заключается в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Исходя из ч.4 ст.17 ТК разновидностью срочного трудового договора является контракт, который заключается в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством о труде.

Согласно Декрету Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины» контрактами являются трудовые договоры, заключаемые в письменной форме на определенный в них срок и содержащие особенности по сравнению с общими нормами законодательства о труде.

В соответствии с п.1-1 Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180 «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» продление контракта в пределах максимального срока его действия (пункт 2 статьи 17 Трудового кодекса Республики Беларусь) осуществляется по соглашению сторон на срок не менее одного года. На меньший срок контракт продлевается с письменного согласия работника, если иное не установлено Президентом Республики Беларусь.

По истечении максимального срока действия контракта, а также в случае перевода работника с его согласия на другую работу по договоренности сторон заключается новый контракт на срок не менее одного года.

Каждая из сторон, заключивших контракт, не позднее чем за один месяц до истечения срока его действия письменно предупреждает другую сторону о решении продолжить или прекратить трудовые отношения.

Вместе с тем, п.3.2 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» (далее – Декрет № 5) руководителям организаций предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за семь календарных дней.

Таким образом, если продление контракта осуществляется в пределах максимального срока его действия (согласно п.2 ч.1 ст.17 ТК – не более пяти лет), то такой контракт с согласия работника может быть продлен и на срок менее одного года.

При этом следует учитывать приведенную специальную норму Декрета № 5 о возможности сокращения с одного месяца до семи календарных дней срока уведомления нанимателем работника о намерении продления либо прекращения трудовых отношений по контракту.  

 

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

ИП ввоз из РФ

Печать

Индивидуальный предприниматель (резидент РБ) привозит в Беларусь автозапчасти и реализует их в розницу без торгового объекта. Какими документами он должен подтвердить поступление и реализацию товаров? Нужны ли документы на поступление товаров при работе по упрощенной системе налогообложения без НДС?

Поскольку, если исходить из формулировки вопроса, перевозка осуществляется из-за пределов Республики Беларусь автомобильным транспортом без таможенного оформления, то в таком случае следует иметь в наличии надлежаще оформленные документы, подтверждающие приобретение товаров, и товаросопроводительные документы,  в частности, в необходимых случаях - международную товарно-транспортную накладную «CMR»; товарно-транспортную накладную формы ТТН-1.

Это обусловлено требованиями законодательства.

Постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 № 11 утверждена Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR" (далее - Инструкция № 11), которая определяет порядок оформления международной товарно-транспортной накладной "CMR" (далее - CMR-накладная) при осуществлении международной автомобильной перевозки грузов, начинающейся с территории Республики Беларусь.

Инструкцией о порядке заполнения товарно-транспортной накладной и товарной накладной, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.06.2016 № 58, определено, что накладная ТТН-1 применяется, в частности,  индивидуальными предпринимателями для принятия к учету у грузополучателя.

Товары, поступающие из-за пределов Республики Беларусь, принимаются к учету на основании транспортных документов, выписанных грузоотправителем.

Требования о наличии у индивидуального предпринимателя (ИП) документов, подтверждающих приобретение и перемещение товаров, не зависят от применения ИП специального режима налогообложения (налог при упрощенной системе налогообложения (УСН)), при котором расходы на приобретение не влияют на величину налоговой базы, поскольку такие документы свидетельствуют о легальности совершенной хозяйственной операции.

 При отсутствии таких документов возникает состав правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (КоАП). Санкция по рассматриваемой норме предусматривает наложение штрафа в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), или без конфискации.

На данное обстоятельство обращается внимание в  разъяснении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17 февраля 2016 г. № 7-2-14/151 «По вопросу применения документов, подтверждающих приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации» (далее – разъяснение МНС).

В частности, в разъяснении МНС указывается, что под документами, подтверждающими приобретение (поступление) товарно-материальных ценностей, при их непосредственном поступлении в места реализации или отпуск товаров в места реализации, отсутствие либо несоответствие действительности которых образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, для индивидуальных предпринимателей, приобретающих товары на территории Евразийского экономического союза  за наличный расчет, будут являться в совокупности два вида документов:

первичные учетные документы, предусмотренные законодательством;

кассовые (товарные) чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие оплату товаров.

Факт совершения хозяйственной операции подтверждается первичным учетным документом, имеющим юридическую силу. При этом первичный учетный документ обладает юридической силой только в случае действительности совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

Первичный учетный документ может быть признан контролирующим органом по результатам проверки, проведенной в пределах его компетенции, не имеющим юридической силы в случае наличия у контролирующего органа и (или) представления правоохранительными органами доказательств, опровергающих факт совершения отраженной в нем хозяйственной операции.

При поступлении товаров непосредственно в место их реализации  (торговое место, предоставленное индивидуальному предпринимателю рынком, торговый объект (торгового центра)) либо в место хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) реализация и хранение товаров в указанных местах осуществляются на основании документов, подтверждающих их приобретение, выписанных грузоотправителем-продавцом.

При поступлении товаров непосредственно в место их хранения (например, на домашний адрес индивидуального предпринимателя, склад) отпуск товаров в место их реализации - торговое место, торговый объект оформляется накладной формы ТТН-1 (если товары до места реализации перемещаются автомобильным транспортом) либо накладной формы ТН-2 (если товары перемещаются без участия транспорта).

Если индивидуальным предпринимателем товары перемещаются из одного торгового места (торгового объекта) в другое в пределах объекта (торговый центр, рынок (далее - объект)), имеющего один адрес (включая перемещение товара в арендуемую предпринимателем  камеру хранения товаров, расположенную в этом же объекте), дополнительно оформлять накладные формы ТТН-1 или формы ТН-2 на перемещение товаров не требуется. В этом случае перемещение товаров по территории рынка (торгового центра) и их хранение в камере хранения (при условии, что места реализации и  хранения  товаров расположены в одном объекте) осуществляются на основании документов, подтверждающих поступление товаров на торговое место, в торговый объект, т.е. на основании документов, выписанных грузоотправителем-продавцом, либо на основании накладных формы ТТН-1 или формы ТН-2, оформленных индивидуальным предпринимателем при отпуске товаров в адрес объекта, где находятся торговые места.

 

Евгений Герштейн,

                                                                                              заместитель директора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

налоги учредители

Печать

Учредителями  ООО  "1" и ООО "2" являются два одних и тех же человека. Директором ООО "1" и  ООО "2" также является один и тот же человек - один из учредителей.

 Рассматривается ли безвозмездная передача недвижимого имущества между ООО "1" и ООО "2" передачей имущества в пределах одного  собственника?

Будет ли такая передача подлежать налогообложению НДС и участвовать при определении налоговой базы для  исчисления налога на прибыль?

 

Нет, в данном случае безвозмездная передача не рассматривается как передача имущества в пределах одного собственника и подлежит налогообложению.

Согласно п. 1 ст. 86 Гражданского кодекса Республики Беларусь (ГК), ст. 91 Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (Закон о хозяйственных обществах) обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное двумя или более лицами хозяйственное общество, уставный фонд которого разделен на доли определенных уставом размеров.

В соответствии с п. 1 ст. 44 ГК юридическое лицо имеет в собственности обособленное имущество и несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам.

Исходя из нормы п. 3 ст. 52 ГК учредитель юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица, а юридическое лицо не отвечает по обязательствам учредителя, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами либо учредительными документами юридического лица

На основании ч. 3 п. 2 ст. 44 ГК к юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся унитарные предприятия, в том числе дочерние, а также государственные объединения и финансируемые собственником учреждения

С учетом положений п. 1 ст. 63, п. 3 ст. 214, ч. 2 п. 2 ст. 44 ГК, абз. 3 и 6 ст. 31 Закона о хозяйственных обществах, собственником имущества, созданного за счет вкладов учредителей (участников), а также произведенного и приобретенного хозяйственными обществами в процессе их деятельности, является само общество, а участники имеют лишь обязательственные права в отношении таких юридических лиц.

То есть, в законодательстве имущество общества и имущество его учредителя разделены, а безвозмездная передача в пределах одного собственника имела бы место, если бы осуществлялась, в частности, между унитарными предприятиями, учрежденными одним и тем же лицом.

С учетом изложенного, у передающей стороны рассматриваемая безвозмездная передача облагается налогом на добавленную стоимость (подп.1.1.3 п.1 ст.93 НК), учитывается при определении  прибыли (убытка) от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на основании п.5 ст.127 НК: при безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав (за исключением основных средств и нематериальных активов) выручка от их реализации отражается в размере не менее суммы затрат на их производство либо приобретение (выполнение, оказание), суммы налога на добавленную стоимость, исчисленного по безвозмездной передаче, и затрат на безвозмездную передачу, а при безвозмездной передаче основных средств и нематериальных активов - не менее их остаточной стоимости, суммы налога на добавленную стоимость, исчисленного по безвозмездной передаче, и затрат на безвозмездную передачу. Выручка от реализации, затраты на производство либо приобретение (выполнение, оказание), затраты на безвозмездную передачу отражаются в том отчетном периоде, в котором фактически переданы товары (выполнены работы, оказаны услуги), переданы имущественные права.

У получающей стороны стоимость безвозмездно полученного имущества  включается в состав внереализационных доходов на дату поступления (подп.3.8 п.3 ст.128 НК).

Одновременно следует учитывать,  что согласно ст.546 ГК в отношениях между коммерческими организациями дарение запрещено, за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает установленного законодательством пятикратного размера базовой величины. С другой стороны, такая безвозмездная передача может расцениваться как безвозмездная (спонсорская) помощь, предоставляемая в случаях и порядке, установленных Указом Президента Республики Беларусь от 01.07.2005 № 300 «О предоставлении и использовании безвозмездной (спонсорской) помощи».

 

 

                                                                                              Евгений Герштейн,

                                                                                              заместитель директора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}
«ПерваяПредыдущая12345678СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 8