Akcent_logo
  • Аудиторская консультационная группа “АКЦЕНТ”

    220007, г.Минск, ул. Володько 6, к. 34

  • +375 (17) 219-00-54

    +375 (17) 219-00-57

    +375 (17) 219-00-58

    +375 (17) 219-00-62

  • +375 (17) 219-01-22 (ФАКС)

    +375 (29) 668-77-60 (GSM)

    akcent@akcent.by

    Написать письмо

Главная Консультации Вопрос-ответ

налог на недвижимость

Печать

Организацией взято у физического лица в аренду нежилое помещение.  Признается ли в данном случае организация плательщиком налога на недвижимость  по арендуемому помещению и если – да, то как организации рассчитать этот налог, если стоимость помещения, полученного в аренду, не указана в договоре аренды?

 

Плательщиком налога на недвижимость признается организация, а в случае отсутствия стоимости помещения необходима оценка арендуемой недвижимости.

Признание организации плательщиком налога на недвижимость следует из абз.3  ч.1 п.1 статьи 184 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), согласно которому по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор.

В соответствии с п.2 ст.187 НК налоговая база налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование у физических лиц, определяется исходя из стоимости таких капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определенной исходя из их оценки:

по оценочной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по обращениям собственников на 1 января текущего года;

указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест на 1 января текущего года, выданной оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика;

произведенной в ином порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Такой порядок определен Положением о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187 (далее - Положение № 187). В частности, исходя из п.3 Положения № 187 оценка зданий и сооружений для исчисления налога на недвижимость производится:

территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним согласно оценочной стоимости зданий и сооружений на 1 января текущего года;

при отсутствии в текущем году оценки указанными территориальными органами -налоговыми органами, организациями, взявшими в аренду у физических лиц здания и сооружения (в части таких зданий и сооружений), определяемой исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений и общей площади оцениваемого здания либо сооружения - при отсутствии сведений о стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году.

Таким образом, в рассматриваемом случае налоговая база налога на недвижимость  может быть определена  исходя из оценки, произведенной  в соответствии с пунктом 2 статьи 187 НК, по состоянию на начало отчетного налогового периода, а при отсутствии такой оценки – налоговым органом, организацией-арендатором, на основании п.3 Положения № 187.

 

                                                                                              Евгений Герштейн,

                                                                                              замдиректора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

налог на доходы

Печать

Белорусская организация намерена заключить договор с резидентом Швейцарской Конфедерации (Швейцарии) на оказание услуг по реализации продукции на территории Европейского Союза.

Условия договора предполагают, кроме того, и элементы консультирования швейцарской стороной по вопросам продвижения продукции.

Рассматривается ли вознаграждение (доход) резидента Швейцарии, полученный от оказания данных услуг, в качестве объекта обложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство?

 

Да, в рассматриваемой ситуации объекты налогообложения налогом на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство (налог на доходы), возникают, но налогообложение осуществляется с учетом норм международного соглашения.

Из содержания вопроса возможно предположить, что планируемые коммерческие отношения с резидентом Швейцарии будут основаны на договоре смешанного типа.

Исходя из п.2 ст.391 Гражданского кодекса Республики Беларусь стороны могут заключать договор, в котором содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законодательством (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора.

В этой связи полагаем, что по существу услуги швейцарской стороны по договору предполагают посредничество и консультирование.

Согласно ст.146 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) объектами налогообложения налогом на доходы признаются доходы, полученные плательщиком от источников в Республике Беларусь, от оказания  консультационных (подп.1.12.1 ст.146 НК) и посреднических (подп.1.12.4 п.1 ст.146 НК) услуг. Причем посредническими признаются, в том числе, услуги по содействию в установлении контактов и заключении сделок (договоров, контрактов) между производителями (подрядчиками, исполнителями) и потребителями (заказчиками), продавцами (поставщиками) и покупателями, услуги по поиску и (или) представлению заказчику информации о потенциальных покупателях. Поэтому, по мнению автора, и посреднические услуги могут включать элементы консультирования.

Однако так или иначе, указанные услуги признаются объектами налогообложения, ставка налога, на основании п.1 ст.149 НК,- 15 процентов.

В соответствии с п.3 ст.150 НК налог на доходы исчисляется, удерживается и перечисляется в бюджет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, начисляющими и (или) выплачивающими доход иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Республике Беларусь через постоянное представительство. Указанные юридические лица и индивидуальные предприниматели признаются налоговыми агентами и имеют права, несут обязанности, установленные статьей 23 настоящего Кодекса.

Вместе с тем, исходя из положений Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Швейцарским Федеральным Советом об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал, заключенного в г. Минске 26.04.1999, в отношении доходов от оказания указанных услуг применяется пункт 1 статьи 21 «Другие доходы»: виды доходов резидента Договорного Государства, независимо от места их возникновения, не названные в предыдущих статьях данного Соглашения, облагаются налогами только в этом Государстве.

То есть, доходы резидента Швейцарии, независимо от места их возникновения, могут облагаться только в Швейцарии.

 

Для применения положения международного соглашения следует выполнить процедуры и соблюсти условия, предусмотренные ст.151 НК для целей устранения двойного налогообложения.

 

                                                                                              Евгений Герштейн,

                                                                                              замдиректора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

 

 



 

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

СЭЗ - льготы по налогу на прибыль

Печать

В соответствии с п. 3-2 ст. 327 Налогового кодекса Республики Беларусь (НК) в 2017 году предприятие освобождается от налога на прибыль полученной от реализации продукции, произведенной на территории свободной экономической зоны (СЭЗ) в период действия сертификата собственного производства.

Вместе с тем, в процессе хозяйственной деятельности у организации возникают операции, связанные с получением внереализационных доходов либо расходов, в частности, по инвестиционной, финансовой деятельности.

Распространяются ли в данном случае особенности налогообложения в СЭЗ  на результат (сальдо) от указанных внереализационных операций?

 

Нет, на прибыль от таких операций особенности налогообложения, установленные п.32 ст.327 НК, не распространяются.

Пункт 8 статьи 326 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) обязывает обеспечить раздельный учет выручки (доходов), затрат (расходов), сумм, участвующих при определении налоговой базы по налогам, сборам (пошлинам) по деятельности, на которую распространяются особенности налогообложения в СЭЗ.

Согласно пункту 32 статьи 326 НК с 1 января 2017 года по 31 декабря 2021 года прибыль резидентов СЭЗ, зарегистрированных в качестве таковых до 1 января 2012 года, полученная от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, освобождается от налога на прибыль.

При этом следует учитывать, что исходя из п.3 ст.326 НК, особенности налогообложения в СЭЗ распространяются на реализацию резидентами СЭЗ:

за пределы Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров (работ, услуг) собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ;

товаров (работ, услуг) собственного производства, которые произведены ими на территории СЭЗ, другим резидентам СЭЗ согласно заключенным с ними договорам;

за пределами Республики Беларусь иностранным юридическим и (или) физическим лицам в соответствии с заключенными между ними договорами товаров собственного производства, произведенных этими резидентами на территории СЭЗ.

Исходя из статьи 127 НК  прибыль (убыток) от реализации товаров (работ, услуг) определяется как положительная (отрицательная) разница между выручкой от их реализации, уменьшенной на суммы налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, и затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемыми при налогообложении.

Одновременно, частью второй пункта 8 статьи 327 НК установлено, что прибыль от реализации основных средств, нематериальных активов, имущественных прав и внереализационные доходы, признаваемые таковыми Налоговым кодексом для целей исчисления налога на прибыль, не учитываются в составе прибыли, освобождаемой от налога на прибыль в соответствии с пунктами 3 – 32 настоящей статьи.

Таким образом, рассматривая в совокупности приведенные положения НК, освобождение от налога на прибыль, установленное пунктом 32 статьи 326 НК, не применяется в отношении результата от внереализационных операций, который подлежит обложению по ставке 18 процентов.

 

                                                                                              Евгений Герштейн.

                                                                                              замдиректора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

кадровый аудит - ошибки

Печать

Некоторые недостатки, выявляемые при проведении кадрового аудита организаций

 

·                    Штатные расписания не утверждены руководителем либо с ним не ознакомлены работники (не соблюдается срок, установленный законодательством для ознакомления)

Нормы трудового законодательства предписывают определенные правила, связанные с оформлением нанимателем штатного расписания и ознакомления с ним работников.

Так, согласно статье 194 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) трудовой распорядок для работников определяется, в том числе -  штатным расписанием.

С другой стороны, исходя из статьи 19 ТК, трудовой договор должен содержать в качестве обязательных сведений и условий, в том числе - трудовую функцию (работа по одной или нескольким профессиям, специальностям, должностям с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием нанимателя, функциональными обязанностями, должностной инструкцией).

Изменения и дополнения, вносимые в штатное расписание, предполагают изменение существенных условий труда. В таком случае необходимо соблюдать требования актов трудового законодательства.

В соответствии с ч.3 ст.32 наниматель обязан предупредить работника об изменении существенных условий труда письменно не позднее чем за один месяц.

Вместе с тем, согласно п.3.2  Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 «Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций» руководителям организаций предоставлено право изменять существенные условия труда работника в связи с обоснованными производственными, организационными или экономическими причинами, предупредив об этом его письменно не позднее чем за семь календарных дней.

То есть, штатное расписание (изменения в штатное расписание) не только утверждает  руководитель (лицо, им уполномоченное), но с ним (с ними), в том числе – в учетом изменений, в обязательном порядке, не позднее чем за семь дней до введения в действие, должны быть под роспись ознакомлены работники.

 

·                    Отсутствие ознакомления работников с правилами внутреннего трудового распорядка

Согласно п.6 Типовых правил внутреннего трудового распорядка (постановление Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46) утвержденные правила внутреннего трудового распорядка обязательны как для работников, так и для нанимателей.

В соответствии с п.3) ст.54 ТК при приеме на работу наниматель обязан ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок.

То есть отсутствие отметки об ознакомлении работников с правилами внутреннего трудового распорядка является нарушением трудового законодательства.

 

·                    Отсутствие утвержденного перечня должностей,  предусматривающего материальную ответственность

В организации договоры о полной индивидуальной материальной ответственности заключены с рядом работников.

Вместе с тем, утвержденный перечень должностей, замещаемых работниками, с которыми такие договоры заключаются, в Организации отсутствует.

Исходя из статьи 405 ТК, с учетом примерного перечня должностей, утверждаемого Правительством Республики Беларусь, наниматель вправе на основании коллективного договора, а при его отсутствии - самостоятельно утвердить перечень должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности.

Поэтому организации следует утвердить соответствующий перечень должностей на основании примерного перечня должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми нанимателем могут заключаться письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2000 № 764).

 

                                                                                              Евгений Герштейн,

                                                                                              замдиректора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

перевод внутри организации

Печать

Сотрудник, работающий по трудовому контракту, инициирует перевод на другую должность у того же нанимателя.

Следует ли, при согласии нанимателя, в день перевода произвести с работником окончательный расчет по прежней должности?

 

По мнению автора, не следует.

Законодательство, к сожалению, не содержит прямого ответа (непосредственной нормы) в отношении выплат работнику при переводе, однако возможно исходить из следующих предпосылок.

Согласно ч.1 ст.30 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) переводом признается, в частности, поручение нанимателем работнику работы по другой профессии, специальности, квалификации, должности (за исключением изменения в соответствии с законодательством наименования профессии, должности) по сравнению с обусловленными в трудовом договоре.

В рассматриваемой ситуации с сотрудником, инициировавшим перевод на другую должность и работающим по контракту, должен заключаться новый контракт на срок, согласованный сторонами: в соответствии с ч.2 п.11  Указа Президента Республики Беларусь от 12.04.2000 № 180  «О порядке применения Декрета Президента Республики Беларусь от 26 июля 1999 г. № 29» по истечении максимального срока действия контракта, а также в случае перевода работника с его согласия на другую работу по договоренности сторон заключается новый контракт на срок не менее одного года.

На основании п.15 ст.55 ТК перевод работника и заключение нового трудового договора (контракта) оформляется приказом (распоряжением) нанимателя. Приказ (распоряжение) доводится до сведения работника под подпись.

Таким образом, при «внутреннем» переводе работник продолжает трудовые отношения с нанимателем, которые оформляются в соответствии с законодательством.

В соответствии с ч.1 ст.77 ТК при увольнении работника все выплаты, причитающиеся ему от нанимателя на день увольнения, производятся не позднее дня увольнения. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие выплаты должны быть произведены не позднее следующего дня после предъявления им требования о расчете.

Исходя из п. 10  Типовых правил внутреннего трудового распорядка, утвержденных постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 05.04.2000 № 46 (далее – Типовые правила), при переводе работника в установленном порядке на другую работу наниматель обязан:

ознакомить работника под роспись с порученной работой, условиями и оплатой труда, разъяснить его права и обязанности;

ознакомить работника под роспись с коллективным договором, соглашением, правилами внутреннего трудового распорядка и другими локальными нормативными правовыми актами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;

На основании п.13 Типовых правил  о приеме на работу, переводах на другую постоянную работу, увольнении должны быть внесены в соответствии с законодательством записи в трудовую книжку работника.

В день увольнения наниматель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет.

Таким образом, и ТК и Типовые правила прямо указывают на окончательный расчет при увольнении, на, напротив, не предусматривают такой расчет при переводе у нанимателя.

С учетом изложенного, оснований для осуществления окончательного расчета с работником по прежней должности при его переводе на другую работу у того же нанимателя не усматривается.

 

                                                                                              Е.Ф. Герштейн,

                                                                                              заместитель директора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}
«ПерваяПредыдущая123456789СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 9