Akcent_logo
  • Аудиторская консультационная группа “АКЦЕНТ”

    220007, г.Минск, ул. Володько 6, к. 34

  • +375 (17) 219-00-54

    +375 (17) 219-00-57

    +375 (17) 219-00-58

    +375 (17) 219-00-62

  • +375 (17) 219-01-22 (ФАКС)

    +375 (29) 668-77-60 (GSM)

    akcent@akcent.by

    Написать письмо

Главная Консультации Вопрос-ответ

загранкомандировка

Печать

Вопрос: После возвращения из загранкомандировки работник предоставил счет об оплате гостиницы. Сумма по счету за проживание вкладывается в установленную законодательством норму, однако в счете указана еще стоимость парковки за одни сутки, вместе с которой получается превышение нормы за проживание. Как правильно оплатить всю сумму и отнести ее на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли?

 

По мнению автора, исходя из норм Инструкции о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.07.2010 № 115 (далее – Инструкция № 115), возможно отнесение на затраты, учитываемые при налогообложении, все суммы расходов, но по двум основаниям

По правилу п.14 Инструкции № 115 возмещение расходов по найму жилого помещения осуществляется в размерах предельных норм возмещения расходов по найму жилого помещения в сутки, установленных законодательством Республики Беларусь (далее - нормы расходов по найму жилого помещения), при обязательном представлении подтверждающих документов в оригинале.

Исходя из сути вопроса, предполагается, что командировка осуществлена на автотранспорте: нанимателя либо личном автомобиле.

Согласно ч.1 п.32 Инструкции № 115 при следовании работников по утвержденному маршруту к месту командировки и обратно на автотранспорте нанимателя возмещение суточных и расходов по найму жилого помещения производится в установленном порядке с учетом положений настоящего пункта.

Исходя из ч.3 п.32 Инструкции № 115 таким работникам выдаются авансы в иностранной валюте, в частности, на расходы по оплате за стоянку.

Возмещение таких расходов производится по фактическим расходам на основе подтверждающих документов в оригинале.

Требования к подтверждающим документам установлены п.28 Инструкции о порядке ведения кассовых операций в наличной иностранной валюте на территории Республики Беларусь, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2013 № 185 (далее – Инструкция № 185).

То есть, в данном случае:

возмещение расходов по найму жилого помещения производится исходя из п.14 Инструкции № 115;

возмещение расходов за стоянку (парковку) при командировании на автомобиле нанимателя осуществляется по основанию, установленному п.32 Инструкции № 115, и при наличии документов, требуемых в п.28 Инструкции № 185.

При использовании для нужд организации личного автотранспорта, как правило,  заключается  договор об использовании личного автомобиля в служебных целях, в котором  предусматривается не только и не обязательно компенсация за износ (амортизацию) транспортного средства работника, но  и иные  дополнительные условия возмещения расходов работника, понесенных  для нужд нанимателя, например: содержание  автомобиля, обеспечение топливом и/или  порядок и условия выплаты работнику возмещения стоимости израсходованных ГСМ, компенсации при дополнительных расходах и т.д.

Таким образом, по мнению автора, направление работника в служебную загранкомандировку на личном автомобиле, используемом в служебных целях в соответствии с договором, может квалифицироваться как проезд работника, обеспечиваемый транспортным средством организации, и, соответственно, командировочные расходы на проезд не подлежат возмещению.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации, расходы, связанные с  использованием работником в зарубежной командировке личного автомобиля, должны компенсироваться на основании соответствующего договора, но не в связи с возмещением командировочных расходов.

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

регистрация зем.участка

Печать

Вопрос: Можно ли списать сразу на затраты, учитываемые при налогообложении прибыли, расходы по госрегистрации изменений целевого назначения земельного участка?

 

Да, такие расходы возможно отнести в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Исходя из ст. 4 Закона Республики Беларусь от 22.07.2002 № 133-З «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» (далее – Закон № 133-З) объектами государственной регистрации являются, в том числе, создание, изменение, прекращение существования недвижимого имущества.

При этом в подп.1.1 п.1 ст.3 Закона № 133-З определено, что настоящий Закон устанавливает правила государственной регистрации в отношении земельных участков.

Согласно подп.1.4 и 1.5 п.1 ст.32 Закона № 133-З документы, представленные для осуществления государственной регистрации, должны включать  документы, подтверждающие внесение платы за осуществление государственной регистрации; документы, подтверждающие уплату государственной пошлины в случаях, установленных законодательными актами Республики Беларусь.

Пунктом 7 Положения о порядке изменения целевого назначения земельных участков, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2011 № 1780, установлено, что заинтересованное лицо в течение двух месяцев со дня принятия решения об изменении целевого назначения земельного участка обязано в установленном порядке обратиться в территориальную организацию по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним за государственной регистрацией изменения земельного участка на основании изменения его целевого назначения.

Таким образом, установленные актами законодательства правила обращения организаций по вопросам регистрации изменения целевого назначения земельного участка предусматривают осуществление расходов, связанных с такой регистрацией.

На основании ч.4 п.11 Инструкции по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.04.2012 № 26 (далее – Инструкция № 26) фактические затраты, связанные с приобретением основных средств, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» (субсчет 08-1 «Приобретение и создание основных средств») в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», других счетов.

Поэтому до принятия объекта основных средств к бухгалтерскому учету расходы по уплате регистрационных сборов, государственных пошлин отражаются по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы» в корреспонденции с кредитом счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 68 «Расчеты по налогам и сборам».

Вместе с тем, исходя из ч.4 п.4 Инструкции № 26 платежи за регистрацию прав на земельные участки, произведенные после принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, не включаются в первоначальную стоимость объекта.

Первоначальная стоимость земельного участка как объекта основных средств отражается по дебету счета 01 «Основные средства» с открытием отдельного субсчета в корреспонденции с кредитом счета 08 «Вложения в долгосрочные активы».

В рассматриваемой ситуации регистрация изменения земельного участка на основании изменения его целевого назначения осуществляется в отношении уже принятого к бухгалтерскому учету земельного участка.

В силу изложенного, в данном случае расходы по регистрации изменения целевого назначения земельных участков (подп.1.4, 1.5 п.1 ст.32 Закона № 133-З) на основании п.п.7 и 8 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102, относятся в состав текущих расходов организации.

Соответственно, согласно нормам п.п.1 и 2 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь эти расходы включаются в состав налоговых затрат организации.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

использование личного автомобиля

Печать

Работник организации использует личный автомобиль в служебных целях, но автомобиль зарегистрирован на его супругу. Можно ли ему выплачивать компенсацию за использование автомобиля в служебных целях и относить ее сумму на затраты, учитываемые при налогообложении?

 

Да, выплата компенсации и отнесение ее суммы на затраты возможны.

Использование автомобиля работника осуществляется, как правило, на основании соответствующего договора либо указания на данное обстоятельство в трудовом договоре (контракте), заключенном между нанимателем и работником.

В соответствии со статьей 106 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) работники, использующие свои транспортные средства, оборудование, инструменты и приспособления для нужд нанимателя, имеют право на получение за их износ (амортизацию) компенсации, размер и порядок выплаты которой определяются по договоренности с нанимателем.

С другой стороны, на основании ст.7 ТК наниматель вправе устанавливать дополнительные трудовые и иные гарантии для работников по сравнению с законодательством о труде.

То есть, помимо размера и порядка выплаты компенсации за износ автомобиля также могут быть предусмотрены условия эксплуатации транспортного средства, порядок оплаты (возмещения) стоимости израсходованного для нужд нанимателя топлива, расходов на ремонт транспортного средства и т.п.

По мнению автора, других специалистов, законодательство не содержит указания на обязательность нахождения автомобиля, используемого в служебных целях, в частной собственности.

Об этом, в частности,  свидетельствует и использования своеобразного, неофициального термина -  «свой автомобиль», используемого в упомянутой ст.106 ТК. Что такое свой автомобиль -  не чужой; находящийся в пользовании, распоряжении; используемый по доверенности и т.д.? – законодатель не раскрывает.

С другой стороны, в законодательстве отсутствует и нормативное определение понятия «личный автомобиль», под которым на практике обычно понимается автомобиль, используемый в личных целях, для личных надобностей, «для себя».

То есть, действие той же ст.106 ТК может распространяться и на работников, которые не являются собственником автомобиля, а используют его на других законных основаниях, например, по доверенности, договору безвозмездного пользования.

Условие использования одного из таких вариантов установлено, например, Указом Президента Республики Беларусь от 31.01.2000 № 30 «О нотариальном удостоверении доверенности на владение, пользование и распоряжение транспортным средством» установлено, в соответствии с которым доверенность на владение, пользование и распоряжение транспортным средством, выдаваемая физическим лицом - собственником данного транспортного средства, подлежит обязательному нотариальному удостоверению.

Таким образом, отсутствие привязки к праву собственности к автомобилю, используемому в служебных целях, позволяет утверждать, что в рамках действия норм ст.7 и 106 ТК, при использовании работником автомобиля как зарегистрированного на его имя, так и по иным законным основаниям, работник имеет право на соответствующую компенсацию, сумма которой включается в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в соответствии с п.1 ст.130 Налогового кодекса Республики Беларусь.

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

госпошлина - затраты

Печать

Можно ли списать на затраты, учитываемые при налогообложении, госпошлину за разрешение на хранение отходов и если возможно, то в какой момент?

 

Расходы организации по уплате государственной пошлины включаются в состав затрат, учитываемых при налогообложении (налоговых затрат), по принципу начисления, на основании документов бухгалтерского учета организации.

В соответствии подп.1.66 п.1 ст.249 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК) объектом обложения государственной пошлиной признается выдача разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, хранение и захоронение отходов производства, специальное водопользование, комплексного природоохранного разрешения.

На основании п.1 ст.260 НК суммы государственной пошлины включаются организациями и индивидуальными предпринимателями в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, учитываемые при налогообложении.

При этом согласно п.2 ст.130 НК затратами по производству и реализации товаров (работ, услуг) признаются экономически обоснованные затраты, определяемые на основании документов бухгалтерского учета (при необходимости посредством проведения расчетных корректировок к данным бухгалтерского учета в рамках ведения налогового учета), если иное не установлено настоящим Кодексом, а также корректировок, определенных с учетом положений статьи 30-1 настоящего Кодекса. Такие затраты отражаются в том отчетном периоде, к которому они относятся (принцип начисления), независимо от времени (срока) оплаты (предварительная или последующая).

В бухгалтерском учете, по мнению автора, расходы по уплате государственной пошлины относятся в данном случае к расходам по текущей деятельности (п.8, ч. 1 п. 32 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утв. постановлением Минфина от 30.09.2011 № 102 (далее – Инструкция № 102) и отражаются по правилу п.32 Инструкции № 102, а причины для налоговых корректировок не усматриваются.

Основания для подтверждения  уплаты государственной пошлины определены в п.4 ст.251 НК. В частности, согласно ч.2 п.4 ст.251 НК факт уплаты государственной пошлины путем перечисления суммы государственной пошлины со счета плательщика подтверждается дополнительным экземпляром платежной инструкции, экземпляром платежной инструкции, составленным на бумажном носителе при осуществлении электронных платежей, с отметкой банка об их исполнении. При этом в отметке банка должны содержаться дата исполнения платежной инструкции, оригинальный штамп банка и подпись ответственного исполнителя.

Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины включаются в состав налоговых затрат в том отчетном периоде, к которому они относятся, на основании документов бухгалтерского учета, определенных в данном случае в п.4 ст.251 НК.

 

                                                                                              Евгений Герштейн,

                                                                                              замдиректора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}

налог на недвижимость

Печать

Организацией взято у физического лица в аренду нежилое помещение.  Признается ли в данном случае организация плательщиком налога на недвижимость  по арендуемому помещению и если – да, то как организации рассчитать этот налог, если стоимость помещения, полученного в аренду, не указана в договоре аренды?

 

Плательщиком налога на недвижимость признается организация, а в случае отсутствия стоимости помещения необходима оценка арендуемой недвижимости.

Признание организации плательщиком налога на недвижимость следует из абз.3  ч.1 п.1 статьи 184 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее – НК), согласно которому по капитальным строениям (зданиям, сооружениям), их частям, машино-местам, расположенным на территории Республики Беларусь и взятым организациями в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц (как признаваемых, так и не признаваемых налоговыми резидентами Республики Беларусь), плательщиком признается организация-арендатор.

В соответствии с п.2 ст.187 НК налоговая база налога на недвижимость в отношении капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых организациями в аренду (финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное и безвозмездное пользование у физических лиц, определяется исходя из стоимости таких капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, указанной в договорах аренды (финансовой аренды (лизинга)), иного возмездного и безвозмездного пользования, но не менее стоимости этих капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определенной исходя из их оценки:

по оценочной стоимости капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест, определенной территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним по обращениям собственников на 1 января текущего года;

указанной в заключении об оценке (по рыночной стоимости) капитальных строений (зданий, сооружений), их частей, машино-мест на 1 января текущего года, выданной оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика;

произведенной в ином порядке, установленном Президентом Республики Беларусь.

Такой порядок определен Положением о порядке оценки принадлежащих физическим лицам зданий и сооружений, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28.03.2008 № 187 (далее - Положение № 187). В частности, исходя из п.3 Положения № 187 оценка зданий и сооружений для исчисления налога на недвижимость производится:

территориальными организациями по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним согласно оценочной стоимости зданий и сооружений на 1 января текущего года;

при отсутствии в текущем году оценки указанными территориальными органами -налоговыми органами, организациями, взявшими в аренду у физических лиц здания и сооружения (в части таких зданий и сооружений), определяемой исходя из базовой расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения с учетом коэффициентов переоценки зданий и сооружений и общей площади оцениваемого здания либо сооружения - при отсутствии сведений о стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве налоговой базы при исчислении налога на недвижимость в предыдущем году.

Таким образом, в рассматриваемом случае налоговая база налога на недвижимость  может быть определена  исходя из оценки, произведенной  в соответствии с пунктом 2 статьи 187 НК, по состоянию на начало отчетного налогового периода, а при отсутствии такой оценки – налоговым органом, организацией-арендатором, на основании п.3 Положения № 187.

 

                                                                                              Евгений Герштейн,

                                                                                              замдиректора

                                                                                              ООО «Акцентаудит-М»

 

Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin-top:0cm; mso-para-margin-right:0cm; mso-para-margin-bottom:10.0pt; mso-para-margin-left:0cm; line-height:115%; mso-pagination:widow-orphan; font-size:11.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif"; mso-ascii-font-family:Calibri; mso-ascii-theme-font:minor-latin; mso-hansi-font-family:Calibri; mso-hansi-theme-font:minor-latin; mso-bidi-font-family:"Times New Roman"; mso-bidi-theme-font:minor-bidi; mso-fareast-language:EN-US;}
«ПерваяПредыдущая12345678910СледующаяПоследняя»

Страница 1 из 10